Ущелье Адыр-Су в Приэльбрусье 29-31 июля 2016 или почему стоит брать отгул в пятницу для 3х дневного тура?!

Давно не было никаких подобных рассказов от Новотур и вот в прекрасный солнечный день я нашел время написать вам об одном из наикрутейших путешествий, которые мы подготовили для вас в конце Июля 2016.

Так вот. Раньше я любил писать статьи и заметки в своем Live Journal, но с того времени, как нам помогает опытный программист Артем Боюр, у нас появилась возможность вести блог прямо на нашем сайте. Мы будем стараться всячески улучшать нашу страничку www.novo-tur.ru и в будущем хотим уйти от долгой и нудной рассылки приглашений в контакте, т.к. на сайте всё гораздо удобнее. Конечно, мы сделаем так, если наши любимые и постоянные участники туров позволят нам это.
Мы постоянно движемся вперед, придумывая новые программы и маршруты, не только потому что публика этого хочет, а потому что нам это нравится, мы выбрали эту дорогу и хотим всегда быть впереди. В этом рассказе я напишу вам о своем путешествии в ущелье Адыр-Су, которое находится в одном из ответвлений могучей Баксанской долины и граничит с Грузией. Наша 3х дневная поездочка запланирована на 29-31 июля 2016 г и я хочу показать вам, ради чего стоит все таки взять отгул на работе в пятницу. Адыр-Су можно посетить и за 2 дня, но это будет слишком утомительно, не на много дешевле и вы не успеете вдоволь насладится всем тем, что мы приготовили в программе. Кстати, этот тур будет проходить на легке, никаких тяжелых рюкзаков, т.к. палатки стоят в лагере все 3 дня, поэтому берите детей и близких, а горячий душ будет настолько кстати после утомительного дня, что лучшего развития событий просто  нельзя придумать. Не забудьте отправить документы на погран пропуск нам и мы поможем вам получить его быстро и бесплатно, пропуск необходим в этом ущелье, т.к. оно граничит с Грузией.

Кто знает разницу между маршрутом и программой? Маршрут — это путь по которому мы проходим в наших программах. Программа — это хорошо продуманная логистическая цепочка, как например — когда лучше выехать из города, где лучше ночевать, стоит ли спать перед походом, как будем мы спать перед восхождением на Оштен, и многое другое.

Мое странствие началось в Кисловодске, сразу после тура на Бермамыт и Джи-Лы-Су, я намеренно поехал на машине в этот тур, чтобы сразу съездить на разведку. Хочу сразу выразить благодарность нашей альпинистке Насте Ткаченко, которая была в Адыр-Су в то время и подсказала, что можно увидеть за 3 дня из того, что я запланировал. Поздно вечером я выехал из Кисловодска и направился в сторону поляны Азау по Баксанскому ущелью, где зимой мы катаемся на сноубордах и лыжах. Я немного не дорасспросил Настю, как ей найти на альпсборах и я не представлял, что из себя представляет заезд в это ущелье. Спустя несколько часов утомительной ночной езды после 2х почти бессонных ночей я добрался до въезда в то место, где планировал разведку. Каково было моё удивление, когда ночью дорога закончилась, а на месте дороги появился лифт, да еще какой! Это был автомобильный лифт, построенный еще очень давно. Дело было вечером делать было нечего, палатку на асфальте ставить было неохота, поэтому решил ещё одну ночь поспать в любимой машине. Утром меня ждал восторг…
День 1.

Когда подъехали первые водители, я начал с ними знакомиться:)))Один сказал, что я без проблем доеду по ущелью на своем авто, другой же отметил, что лучше оставить машину в поселке и доехать с другой группой до альплагеря на Газ66. Я послушал второго, собрав рюкзак за пару минут, отогнал машину и вернулся к подъемнику. Смысла убивать подвеску не было совсем, хоть и дорога там была довольно приятная. Я поднялся по длинной пешеходной лестнице, залез в любимый российский военный автомобиль Газ66 и мы быстро помчали вверх по течению реки Адыр-Су. Дорога лихо петляла сквозь сосновый лес, река шумела то слева то справа, а когда мы выехали из леса взору открылся просто невообразимый вид. Люди на фото тоже прибалдели от увиденного.

Прибыв в на место, я нашел группу из Минска, с которой тут восходила Настя. Она рассказала, что лучше увидеть в первую очередь с моими темпами, а сама собиралась в этот день уходить с ночевкой на восхождение. Я быстро зарегистрировался в альплагере, выпил чаю, взял маленький рюкзак и побежал вперед)))
Когда попадаешь в эту неземную красоту тебе хочется поглащать её в полной мере и узнать побольше троп. А ещё одно из чувств, которое одолевает при разведке новых мест, это то, что проходя по новому маршруту у меня сразу рождается идея как сделать тур идеальным, а также хочется показать эти красоты людям, показать что есть на родном Кавказе.

После июньских дождей погодка стояла сказочная, небо было кристально чистым, а я был в предвкушении набора высот. Сегодня,

после уже 3х не нормальных и коротких ночей, я решил пойти в сторону ночевок с красивейшим названием -Койявганские, хоть это и было не самый легкий выбор. Вообще названия этих мест очень приятны на слух и произношение: вершина Койявган-Баши, пик Локомотив, пик Дружбы, гора Уллу-Тау и прочие.
Отойдя на какой-то километр от лагеря тропа резко начала набирать высоту, а я начал набирать её вместе с ней:) Соответственно виды открывались все более фантастичные, но пока не самые крутые, что ждали меня сегодня.

Как я часто говорю — для каждого места есть своё время года и даже месяц для посещения. Сюда можно ехать и в Майские и даже в Июньские праздники, но самое подходящее на мой взгляд время это середина Июля-конец Августа. В июле окружные горы уже отчищены от снега, а ручьи что ненаесть полноводны из-за таящих ледников. Вот именно поэтому — наша поездка запланирована в конце Июля. Нужно конечно понимать, что такой тур планируется за долго, поэтому мы выкладываем анонсы заранее. К сожалению, погоду нельзя заказать, но позднее лето обычно более устойчиво в плане погоды, хотя дожди возможны всегда.
А вот туры здесь более привыкшие к человеку, поэтому подходят к нам чуть ли не на расстояние вытянутой руки, чем те же в Кавказском заповеднике.

Многих троп здесь нет на карте, поэтому приходится выбирать путь интуитивно. Пройдя огромную стаю горных козлов и Коявганские ночевки я проследовал дальше. Естественно виды еще более радовали глаз, а погодка просто была шикарной.

Далее тропа выходила на ледник, который был полностью проходимый. К нему есть несколько вариантов подхода, но для передвижения с группой будет выбран наиболее безопасный. После выхода на него организм изрядно попросил что-нибудь съестного, поэтому я остановился на обед на одном из каменных островков.

В принципе, программа минимум была уже выполнена, т.к. для многих людей хватит даже этого, но мне было мало. Я видел направление движения в сторону перевала, но тропа была не четка, что её просто не было, а сыпуха была настолько знатная, каких я даже ранее и не видывал. Что делать? Приключения зовут, поэтому отправляюсь в путь штурмовать перевал высотой 3624 м!

Только крайнее фото более менее передает всю интригу происходящего, да и то не в полной мере. Хорошо, что я был в ботинках Asolo, которые уже долго служат мне верой и правдой. Ботинки в этом туре обязательны!!! Подъем на перевал очень крутой, но восторг от его покорения превосходит все затраченные силы.

Горы здесь просто нереальные, высоты уже совсем не те, что мы привыкли видеть в Лаго-Наках и даже Архызе, а рельеф представляет собой скалы и ледники, которые к сожалению становятся всё меньше с каждым годом.
Небольшая реклама ботинок Asolo — очень рекомендую эту фирму, в них реально кайф ходить!

Я дал ногам немного отдохнуть и любовался окружающей меня красотой не отрывая от неё глаз ни на минуту! Вид на красавец Эльбрус с перевала.

Вечер начинал наступать, а долина по которой я восходил на эту точку, уже погрузилась в тень от ближайшей горы Виатау. Я незамедлительно начал спуск вниз, хотя уходить с такого места даже и не хотелось. По сыпухе вниз — одно удовольствие)))Сбежал очень быстро и обошел ледник по совершенно другой траектории, нежели по пути на верх.

На ночевках я пересекся с той группой Беларусов, поздоровался и побежал вниз ужинать, принимать горячий душ!!!!да, в стоимость проживания в альплагерях Безенги, Уллу-Тау, Цей и прочие включен горячий общественный душ, который нереально расслабляет вас после насыщенного дня, а самое главное — отдыхать после 3х ночей недосыпа и сегодняшнего восхождения. Общий набор за день составил не менее 1400 м! Но в нашем туре мы сделаем 2 подгруппы, которые будут ходить с разным темпом, поэтому если вы тот, кто не гонится за первалами — второй инструктор отведет вас с радостью по короткому маршруту.
Вечерние нереальные краски.

День 2.
Я проснулся не слишком поздно, опять же позавтракал, собрал рюкзак и пошел в путь. Сегодня взял с собой горелку, газ, кашу и маленький котелок — эти вещи на обед пришлись очень даже кстати. Мой путь лежал в сторону ночевок под названием Джаловчат. Погода снова радовала, а душа просто пела!
Теперь смотрим на эту красоту)))

Немного размявшись, меня снова ждал набор высоты. Вдалеке виднелся водопад, но к нему снизу я так и не подошел.

Невиданными тропами я вышел на Джаловчатские ночевки, с которых ходят на восхождения в несколько сторон света. Здесь река, текущая с ледника разливается в одно широкое русло. Ледник расположен прям перед зрителем. А замечательные альпинисты выкладывают из камня названия своих городов и альп клубов.

Приготовив чаю и не долго думая я решил прогуляться по леднику. К этому времени, он уже подтаял и по нему можно было пройтись с легкостью, как по снегу.
Я взошел по безопасной его части траверсом и ушел немного в другую сторону, чтобы сходить на ещё одну разведочку.

На крайнем фото видны следы моего спуска — я представил что еду на лыжах и быстро скатился с ледника. На пути появилось небольшое озеро, а также турики (башни из камней-указатели пути) на соседние восхождения. На самом деле, при такой погоде и наличию полярика (фильтр на объектив), любители фотографии будут ходить здесь очень долго, потому что хочется снять всю прелесть на свою камеру, дабы запомнить её лучше.

Цвет местных озер с талой ледниковой водой очень красив, а нескончаемые вершины — пики смотрятся просто невероятно на её фоне.
Сейчас повторялась вчерашняя ситуация — вроде как уже и программа выполнена, силы начинают иссякать, а всё равно хочется увидеть что-то еще.

Далее я посетил красивое озеро, которое даже в конце июля было заполнено наполовину снежником. Искупаться в нем я тоже отважился, и до этого купания я думал самая холодная вода в истоках реки Белая на приюте Фишт, а ннеееет — тут была просто жара))) После чего я быстро сварил заранее помолотую дома кашу и согрелся чаем.

Я обощел озеро вокруг и снял его со всех сторон, вот тут раздолье будет фотографам, подумал я, сделав десятка 2 снимков этого чуда.

А еще в горах поражают некоторые цветы, которые растут из трещин, из камней, из песка — казалось бы в не пригодных для жизни условиях.

День подходил к своему логическому завершению и я пошел вниз. Предварительно выложив название нашей фирмы из камней!:)))

Обычно путь вниз занимает меньше времени — так оно и было на этот раз. Я пробежался по немного другой тропе, а в конце вышел на автомобильную дорогу, по которой и вернулся к альплагерю.
Вечер наступил еще быстрее, чем вчера, а горячий душ и хычины из местного кафе значительно подбодрили меня после такой пробежки. Насти, кстати, так и не было. Вечерние краски с небольшим количеством облаков в небе были изящны, я возвращался к палатке, снимал всё вокруг и был просто счастлив, что есть возможность бывать в таких местах и показывать их другим людям!

День 3. Утром появилась Настя. Они задержались на вершине и им пришлось остаться ещё на тех же ночевках. Сил уже слишком далеко гулять особо не было, поэтому мы решили сходить к подножию горы Уллу-Тау, «Мать Горы» как её еще называют, а также посмотреть со стороны на Местийские ночевки.

Завалы камней, дерево желаний, камень с изображением эмбриона — тут даже те кто не может забеременеть — рожают, море чабреца, за которым я тоже кстати хочу вернуться)))))и просто величественные горы, покрытые ледниками — все это мы увидели за несколько часов прогулки.
За хребтом Грузия, а с недавних пор, на граничащие с ней вершины альпинистам ходить запретили.

Здесь даже и рассказывать нечего — просто красота, которую все равно не передать словами и даже фото снимками.

Хорошо прогулялись, пообедали, насобирали чабреца, который я пил всю зиму и спустились вниз к лагерю.

Вечером немного послушал Белорусов, девочка красиво пела, а парень лихо играл на гитаре — было очень душевно. Утром следующего дня я немного погулял по альплагерю, договорился доехать до низу с местными и отправился в долгий путь.

Мне предстоял долгий путь домой в более чем 700 км, а еще на ближайших выходных планировался тур на Водопадистый и Пшехо-Су и я, ввиду своей ответственности, решил сделать крюк и заехать в Гузерипль (ближний свет конечно), чтобы купить пропуска в заповедник, т.к. со стороны нашего захода — их выписывать некому. Многие пользуются этим и ходят в тех краях без пропусков, мы же таким промышлять не хотим. А в Гузерипле оказалась еще такая тётенька вредная, которая выписывает пропуска, требовала список с полным ФИО, которого у меня не было. В итоге всё решилось мирным путем и я уехал оттуда с кипой бумажек стоимостью как акции какой-нибудь маленькой фирмы)))Кстати, в этом году вход в заповедник Лаго-Нак, Красной поляны и Имеретинских озер стоит уже 300 р с человека в день — вот такой расклад.
По пути не могу не сфотографировать красивейшее Баксанское ущелье, которое днем я до этого ни разу не видел и нереальный Лифт, который поднимает сюда машины вот уже много лет.

На этом история оканчивается. Читайте, наслаждайтесь фото и присоединяйтесь к нам каждые выходные круглый год, а в частности последние выходные июля 29-31.07.16 в туре по этому красивейшему ущелью. Главное — нужно оформить пограничные пропуска.