Учёт оленей осенью 2012: хребет Алоус и северные окрестности, часть 2

Оригинал взят у idunn_l в Учёт оленей осенью 2012: хребет Алоус и северные окрестности, часть 2

[часть 1]

Продолжаем:)

День третий: радиалка на Скирду
Итак, управились мы с работой и пошли гулять.
Вид на наше урочище Мешок и на Джугу:

Мастакан, Алоус, ещё дальше Челипси слева и Дзитаку справа:

Чёртовы Ворота с полосатыми тенями, вдали за ними, справа — Большой Тхач:

Выходим на плато:

…оглядываемся на Снеговалку:

Хребет Скирда — это большой останцевый массив, слабо всхолмленные равнины которого с трёх сторон обрываются в пропасть. Вы могли видеть его в моём зимнем отчёте о походе на Красную скалу (и много раз ещё увидите здесь, это точно:)). Характерные и узнаваемые очертания Скирды, бархатное травянистое плато и отвесные стены из розоватого камня ещё издали притягивают взгляд, и вблизи она тоже выглядит удивительно и маняще. Порой кажется, что этот «остров» — «не местный» здесь, на Кавказе, а пришелец из других мест, где высятся над широкими долинами старые, очень старые горы, а когда его затягивает туманом, теряешь представление не только о месте, но и о времени.
Если перевести разговор в менее романтическое русло — Скирда, как и Большой Тхач и Малый Бамбак, сложена триасовыми известняками, более древними, чем, к примеру, породы куда более исхоженного плато Лаго-Наки (толща которых образовалась в юрском периоде); О.Ю.Крицкая в своём автореферате о местном карсте пишет, что известняки этой эпохи на Западном Кавказе выходят на поверхность только в междуречье Белой и Малой Лабы. Мне это мало что говорит, но отметить стоит:). Равнины Скирды — это древняя поверхность выравнивания, на каком-то этапе своего геологического развития пережившая поднятие; тектонические процессы здесь идут и сейчас, и довольно быстро, благодаря чему здесь много трещин и сопутствующих им образований. Хребет сильно закарстован, одних только воронок на поверхности специалисты насчитали около 500, а пещер около 60, и, скорее всего, есть ещё не открытые (экспедиции сюда сейчас редки, и вдобавок спелеологи сетуют на слабое научное взаимодействие: из-за отсутствия обмена информацией часть исследовательских материалов была утеряна).
По пути прикольное попалось:

Порода крупным планом — очень красиво:

— солнце, утром ещё кое-как светившее, ко времени нашей экскурсии спряталось за облака напрочь:). Следующие несколько часов оно не выглядывало ни на минуту.
Когда мы подошли к восточным обрывам массива, оказалось, что их кутает туман, и это нас несколько опечалило: он мог бы сделать пейзаж живописнее, но только не тогда, когда в нём ничего не видно:). Впрочем, иногда его растягивало, и тогда мы видели эти стены (пишут, что метров триста они высотой).

Облака чем-то похожи на водопад:

Кстати, встретили стадо турих, голов в двадцать; очень причудливое зрелище — бегущие по равнине животные, которых мы привыкли видеть на крутых склонах. Они стояли поодаль и наблюдали за нами, а потом решили, что мы всё-таки можем быть опасны и со свистоми гиканьем ухнули в пустоту. Я не шучу, они действительно подбежали к обрыву и скрылись по известным им головокружительным тропкам; потом мы ещё несколько раз слышали посвистывание снизу из тумана:). Чуть позже мы встретили и ещё группку, уже поменьше.

Однообразно несколько выглядит, понимаю:).

Ну что, собственно. Сходили мы к триангулятору, обозначающему самую высокую точку Скирды — гору Трю, потом подошли к северной оконечности хребта, где обрывы становятся двухъярусными. На нижний ярус, здесь образующий достаточно просторное плато, носящее название Сковородка, можно приспуститься и посмотреть с него не только на отвесные стены сбоку, но и на Часового, а также на Рорайму — останец с плоской вершиной, отрезанной стенами со всех сторон, и её спутник, скалу Кинжал. Но туман заволок всё напрочь, и в довершение всего пошёл дождь, как оказалось, надолго. С сожалением мы отказались от эффектного завершения экскурсии, тем более что время поджимало (мы всё ещё планировали менять местоположение лагеря сегодня).
Ещё несколько кадров, которые успела сделать, прежде чем пришлось укутывать камеру:

Более общий план Сковородки:

Когда мы через час с лишним пришли к домику, насквозь мокрые, а дождь и не думал прекращаться, уже было понятно, что сегодня мы никуда не идём. Переоделись в сухое и начали устраивать себе досуг…

День четвёртый: ур.Мешок — Орлиный хребет
Утро этого дня обещало погоду получше. Видные от домика склоны Джуги и Бамбаков были припорошены снегом (там он в течение дня, впрочем, растаял, а вот Псеашхи и Цахвоа, как мы увидели в следующие дни, так и остались посеребрёнными). Как раз сегодня должно было закончиться обещанное по прогнозу трёхдневное ненастье, на что мы очень надеялись («Не хочу такой учёт, как в июле!» — сказала Паше я:-)).
Балаганчик наш:

Вид от него на ближние поляны:

Утро мы посвятили просушке шмоток возле костра, который запалили, скрепя сердце — не хотелось отпугивать животных запахом дыма, но что делать, если печка в качестве сушилки не годится. В какой-то момент поняли, что на поляне недалеко от дома стоит олень и смотрит на нас; постояв, он удалился, иногда оглашая окрестности рёвом.
Наконец, мы собрались и двинулись к очередному своему учётному району, который обещал нам интересное: всё время нашего пребывания в этом лагере мы слышали рёв с той стороны.
Путь наш лежал в самый дальний кусочек нашего участка — к небольшому хребтику, по сути являющемуся северным продолжением хребта Мастакан; с востока этот хребтик полого спускается к руслу Мастыка, а с севера и запада его огибает Уруштен (в который Мастык и впадает). Здесь на карте было обозначено брачное скопление оленей, но, по словам Юрия, туда никто из сотрудников КГПБЗ не ходит; это отчасти понятно, т.к. лежит этот хребтик в стороне от магистральных путей и по сути путь туда тупиковый. В заповеднике его принято называть Орлиным. Его небольшая высота и укромное (несмотря на близкую границу заповедника) местоположение вроде не сулило захватывающих дух видов, но, как вскоре выяснилось, я насчёт этого здорово ошибалась.
Чтобы прийти к Орлиному, нужно вначале спуститься к Мастыку, а потом подняться ещё метров на двести. Схема в учётном журнале рекомендовала ночевать прямо на полянах возле реки, но мы хотели по возможности подняться повыше, чтобы не набирать потом лишние метры по пути на сам учёт. Решили: спустимся — посмотрим. Почти сразу за домиком мы наткнулись на отличную зубриную тропу; иногда она терялась, но лес тут такой удобный, что затруднений мы не испытали, никаких тебе продираний через подлесок и других прелестей.

Рёв слышался всё ближе. Спустившись к Мастыку, разведали путь подъёма дальше и внизу решили не оставаться; единственным вопросом было наличие воды наверху, впрочем, последнюю мы нашли в ручье по пути. Почти весь подъём пролегал по леску вдоль обширной поляны, спускающейся здесь практически от самого верха до реки; пока шли среди деревьев, слышали оленей очень близко и видели одного или двоих.

Шиповник:). Не догадалась для масштаба поместить в кадр ещё что-нибудь, плоды огромные:

Наверху поляну надо было пересечь: мы решили обосноваться под деревьями на границе с лугом на небольшой локальной возвышенности.
Живописное дерево по пути, похоже на явор:

Вид на Ятыргварту, северо-восточный склон Мастакана и долину Мастыка:

— долина со стороны выглядит очень прикольно, всем, кому приходилось туда спускаться, она очень понравилась; ну, а мы смотрим издали.
Скирда:

Остановились осмотреться на седловинке:

Обосновались. От палатки (очень уютное место для неё нашли) сквозь сосны и пихты видны отроги Джуги:

Отправились считать: от места стоянки нужно было через седловину подняться к верху Орлиного хребтика, вдоль которого мы и пошли.
Видно урочище Мешок. Эта одинокая сосна на склоне вроде и не очень рослая, а так хорошо её видно отовсюду:

Долину Мастыка и склоны над ней вы ещё несколько раз увидите:):

— здесь внизу седловина и наш соснячок.
Прошли мы чуть меньше трети пути по гребню и уселись понаблюдать сверху очередную поляну: там ходило несколько рогалей, один из них с ланкой. Был вечер, и солнце, перед тем, как закатиться, устроило целое представление:

Оно проглядывало через прорехи в облаках то тут, то там…

…так что, фотографируя одно и то же место, буквально в течение минуты можно получить совсем разные кадры:

Золотые пятна становились всё ярче, меня охватил восторг:

Всё это компенсировало нам вчерашнюю не совсем полную экскурсию по хребту Скирда; её западные обрывы, довольно близко отсюда расположенные, потрясающе выглядят, как и скалы над Мастыком.

Конец вечера. Взгляд в противоположную сторону, в район Бамбаков:

Алоус:

В сумерках, довольные, вернулись к палатке. Паша, выйдя прогуляться, увидел совсем рядом, на луговой седловинке, оленя. Он ревел, и изо рта его вырывался пар… Так мы в окружении зверья и заснули.