Эльбрус с севера, август 2013

Значит так…Побывал я в тех местах впервые. Там круто, очень круто, но это надо осознать, цепляет за душу возможно не сразу, т.к.
места для нас не привычные. Началось всё со звонка Паше ПНЛ. Я позвонил, спросил куда он собирается в ближайшее время. Он
говорит — та в Приэльбрусье. Тема есть на radio4.ru. Я бросаю трубку, смотрю тему — заинтересовало. Перезваниваю и говорю, что еду!
Еду по-любому:). В подробности маршрута я не вдавался — я знал, что с ними интересно всегда! Паша ехал с Леной, они собирались
выезжать с Мезмая, где они были на каком-то фестивале, фотографировали. Я собирался ехать на наше мероприятие по рафтингу в
Архыз и присоединится к ним сразу же где-то по дороге в Карачаево-Черкессии. Но так получилось, что я поехал на мероприятие к ручью
Водопадистый, что вытекает с Фиштинского ледника и образует один из самых высоких водопадов в Европе, как пишут во многих источниках.
IMG_6637_новый размер
IMG_6668_новый размер
IMG_6681_новый размер

После мероприятия, я не мог дозвонится Паше, он мне тоже и поехал мне на встречу. В общем получилось очень весело, я выскочил
из автобуса чуть ли не на ходу, т.к. ехал уже в сторону дома. Вернулся в Апшеронск на маршрутке и тут наше приключение началось,
было прикольно)я по ним соскучился) И так, с красот нашей местности, мы начали плавно перемещаться в красоты Кабардино-Балкарии.
Остановились в Майкопе поесть вкусной пиццы в проверенном месте.

Уже стемнело, а по плану нам надо было доехать аж за Кисловодск. Ааа, я не сказал куда мы едем) Ехали мы в долину нарзанов Джи-Лы-Су.
Это северное Приэльбрусье. Дорога туда начинается за Кисловодском. В общем где то в 4 утра или чуть раньше мы выехали за этот
прекрасный город и тут по обе стороны от дороги начались сосновые сопки. Нам надо было найти нычку для ночлега. Заехали прямо
в небольшой лесок. Было ветренно, но не сильно холодно. Поставили нашу огромную палатку у машины, немного отужинали очень вкусно
пахнущей дыней и легли спать.
Встали на рассвете через несколько часов. Было очень душевно)))Могу доказать ниже на фотках)))

IMG_6794_новый размер
IMG_6795_новый размер
IMG_6796_новый размер
Ну естественно первым делом мы начали фоткать…2 профи фотографа и я))-любитель))было в нашей компашке.
IMG_6800_новый размер
Не помню, но кажется мы решили позавтракать чуть позже на месте. Нам предстояло проехать еще пару часов. Часть дороги была асфальт,
часть грунтовка-бездорожье. Поэтому мы ехали на джипе. Можно и на легковой, но ее совсем жалко было бы.
Когда я решился на эту поездку, я и не представлял какая красотень там поджидает. Выехали с нашего места ночёвки, и буквально
через 20 минут началось…Показался он, тот самый, белоснежный двухголовый красавец. Как же повезло, что была ясная погода.
IMG_6805_новый размер
IMG_6810_новый размер
Видели бы вы наши лица, наполненные восторгом от приближающейся красоты. Останавливались много, такие виды нельзя было
пропускать.Дорога в Джи-Лы-Су пролегает через 3 ущелья. В первом лежит небольшой поселок с полуразрушенными домами.
Во втором просто природа. В третьем уже протекает река Малка, о которой позже. Вроде так, могу ошибаться.
IMG_6813_новый размер
IMG_6817_новый размер
IMG_6820_новый размер
Остановки на дороге были не избежны, надеюсь фотографии хотя бы на 50% покажут эту красоту.
IMG_6823_новый размер
А вот и Паша с Леной…
IMG_6838_новый размер
IMG_6849_новый размер
Тут было что-то типа смотровой площадки. Затем еще раз остановились на дороге, когда увидели стадо лошадок на фоне Эльбруса.
IMG_6853_новый размер
IMG_6863_новый размер
IMG_6869_новый размер
IMG_6871_новый размер
IMG_6875_новый размер
IMG_6878_новый размер
На фото выше кажется самый красивый вид на Эльбрус за все 4 дня путешествия. Он тут просто magnificent здесь!
IMG_6886_новый размер
Оставалось проехать еще ущелье реки Малка. Тут было самое бездорожье и самый крутой спуск. Но думаю сейчас или в следующем
году здесь уже будет лежать асфальт. Пара фото:
IMG_6889_новый размер
IMG_6895_новый размер
Как я уже вам сказал, я не представлял что такое Джи-Лы-Су вообще ни капли. Оказалось, летом — это как город, город палаток. Люди
приезжают сюда с огромными палатками отдохнуть на неделю, на две, некоторые живут тут месяцами — настолько это место притягивает
людей.
IMG_6898_новый размер
На дороге работает техника, ее ровняют, расширяют и готовят под асфальт. Из капитальных строений есть только дача президента
Кабардино-Балкарии и кафе с магазином, в которых очень скудный выбор. на выъезде стоит вагончик, в котором местные собирают
эко сбор, не помню сколько — но очень демократично, то ли 50 то ли 100 руб в сутки с человека. Оплатили и побежали в разные стороны
искать машины с кубанскими номерами. нашли очень милую пару с Абинска на джипе, и попросились поставить машину рядом с ними,
чтобы они присмотрели за ней. Расположились, пошли немного прогуляться, кто куда. Популярная живность этой местности — это
суслики, да, самые настоящие. И, они повсюду)))
IMG_6900_новый размер
Возле кафе обитают домашние куры)))
IMG_6904_новый размер
Небольшое ответвление перед долиной нарзанов.
IMG_6906_новый размер
И вот, с дороги взору открылся величественный водопад Султан. Река Малка стеною обрушивается с высоты 40 метров и выглядит
очень величественно.
IMG_6907_новый размер
К водопаду мы вернемся позже…через пару дней. А сейчас, пообедав, полежав на солнце, мы выходим на маршрут. По плану мы должны
были поднятся к леднику Джикаугенкез, пройтись по нему в кошках, побывать на озере без названия, в котором отражается Эльбрус и
вернуться немного другой тропой. Да, кстати, чуть выше лагеря, прямо на тропе ловит Мегафон:) Народ ходит туда позвонить.
Нагрузив рюкзаки мы вышли из нашего лагеря, оставив машину на 2е суток.
IMG_6908_новый размер
Солнце пекло изрядно, хотя воздух был не сильно жаркий, высота всё таки больше 2000 м. На подъёме лучше видно, что всё таки
представляет из себя Джи-Лы-Су.
IMG_6912_новый размер
После наших туров «на легке» реально отвыкаешь ходить с большим и тяжёлым рюкзаком…Это я про себя. Ребята привыкшие.
Отсюда хорошо видны скалы-Замки. Эту фотку почему фотик снял чуть уже обычной)))
IMG_6913_новый размер
И водопад Султан ещё раз.
IMG_6915_новый размер
IMG_6916_новый размер
IMG_6917_новый размер
IMG_6920_новый размер
IMG_6924_новый размер
IMG_6927_новый размер
Шли мы медленно. Луговые травы заканчивались и начинались марсианские пейзажи, которых я также никогда до этого не видел.
Часть тропы была настолько притоптана и ухожена — сразу захотелось катнуть тут на велосипеде вниз.
IMG_6928_новый размер
IMG_6929_новый размер
В этом красивом месте мы устроили привал минут на 15. До этого был еще один, но более короткий. Как видно из фотографий, тут уже
начинается морена.
Ведержка из википедии:
Море́на — геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Представляет собой несортированную смесь обломочного
материала самого разного размера — от гигантских глыб-отторженцев, имеющих поперечник до нескольких сотен метров, до
глинистого материала, образующегося в результате перетирания обломков ледником при его движении.
Мореной называются как ледниковые отложения, перемещаемые ледником в настоящий момент, так и уже отложенные осадки.
Поэтому при классификации морен выделяют движущиеся и отложенные.
IMG_6933_новый размер
Далее мы шли прямо по морене. В основном была тропа.
IMG_6934_новый размер
А пейзажи всё больше напоминали Марс)))Еще через каких то 30 минут взору открылась следующая долина. Уххх.
IMG_6950_новый размер
Фото долины будет в конце рассказа на панораме. Небо затянуло облаками, но пока не полностью. Конечно к дождю я привык, но
мокнуть всё равно желания не было. Мы шли, общались, фотографировали и наслаждались окружающими нас видами. У меня
побаливала голова, думаю от высоты.
IMG_6952_новый размер
IMG_6954_новый размер
Что самое интересное — мест для ночёвки очень много, вот как на фото выше. Мелкий камешек с песком и травяной настил — ровный.
Но воды нет, поэтому идём далее, как и планировали.
IMG_6958_новый размер
IMG_6978_новый размер
IMG_6979_новый размер
Место идеальное не только для ночлега, но и для привала. До места ночевки по прямой остаётся 1-2 км.
IMG_6987_новый размер
IMG_6989_новый размер
IMG_7005_новый размер
IMG_7007_новый размер
IMG_7009_новый размер
Вот сейчас, спустя 4 месяца, дух захватывает от просмотра фотографий наверно еще сильнее, чем в тот день.
Тропа идёт по гребню пригорка, в некоторых местах чисто из песка.
IMG_7020_новый размер
IMG_7021_новый размер
А слева от нас нечто похожее на свалку булыжников, морена с огромными камнями. Я бы назвал это место каменное море, чуть позже
будет панорама это места. А сейчас один из представителей местной растительности.
IMG_7025_новый размер
Камни, фотографируем их и идём дальше.
IMG_7041_новый размер
IMG_7042_новый размер
Далее было очень красивое зрелище. В общем с одной стороны долины облака опутились на нашу высоту, но в другую половину долины
их не пускал встречный ветер. Выглядело потрясно, облака ломились вперед, а их выдувало, и получались завихрения из них. На фото
видно как облака наклонены.
IMG_7055_новый размер
IMG_7056_новый размер
IMG_7058_новый размер
Место ночёвки было совсем рядом. Опустился сильный туман и стало реально хоолодно, пришлось переодеть шорты на штаны.
Мы спустились в небольшую долинку, где неподалёку должно быть озерцо. Паша убежал посмотреть есть ли оно здесь в действительности.
IMG_7060_новый размер
IMG_7062_новый размер
IMG_7063_новый размер
Озера там не оказалось, но зато он нашёл себе друга:)
IMG_7067_новый размер
Совсем не далеко от нас было еще озеро, но на него решили идти на следующий день. Тут было удобное ровное место для стоянки,
был небольшой остаток снежника, с которого мы набрали талой воды, установили палатку, оделись по-теплее и поужинали.
Через некоторое время распогодилось и стало НЕВЕРОЯТНО красиво, закат был просто бомба, хоть мы и не находились на возвышенности.
IMG_7070_новый размер
IMG_7071_новый размер
IMG_7074_новый размер
IMG_7076_новый размер
IMG_7078_новый размер
IMG_7102_новый размер
Хорошо ходить в походы с фотографами. Подскажут как сфоткать, например, луну на небе)))прямо над Эльбрусом)))
IMG_7108_новый размер
IMG_7110_новый размер
Долго не засижывались, сил потратили прилично.
Ещё немного панорам.
По дороге в долину нарзанов:
1_новый размер
Каменное море:
3_новый размер
Долина по правую сторону нашего движения. Через 2 дня мы будем возвращаться на другой её стороне:
5_новый размер
Ещё раз каменное море:
6_новый размер
Место нашей ночёвки:
8_новый размер

До скорого! Постараюсь быстрее дописать эту историю!